Занимаемая должность- воспитатель.
Примерная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Тема самообразования:
«Театрализация, как средство формирования связной речи дошкольников»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Актуальность темы: Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Поэтому, я считаю, что данная работа позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель: Развитие речи детей в театральной деятельности
Задачи: Задачи, которые я ставлю перед собой:
1 .Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) в области социально – речевого развития детей дошкольного возраста, создать методическую базу (специальная литература, тематическое планирование, методические разработки) по театральной деятельности.
2. Включить театральную деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём игр-драматизаций, мини-сценок, имитационных упражнений, мимических этюдов и другие формы работы.
3. Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
5. Оформить в группе мини-музей кукол..
6. Привлечь родителей к совместной работе по развитию речи.
Задачи, которые я ставлю перед детьми:
1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.
7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.
9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах.
10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского театра.
Для успешного развития детской творческой активности в театрализации необходимы условия:
Предметно – пространственная среда (наличие соответствующего оборудования для всех видов театрализованной деятельности);
Дидактическое обеспечение;
Методическое обеспечение;
Учёт индивидуальных интересов детей, наклонностей, потребностей и предпочтений;
Регулярное проведение занятий и постоянство участия каждого ребёнка в различных видах, формах театрализованной деятельности;
Активная позиция родителей.
Организационные формы образовательного процесса:
Музыкальные занятия;
Специально – организованные занятия;
Театрализованные представления;
Нерегламентированный вид деятельности;
Взаимодействие с родителями.
Взаимодействие с родителями
Задачи:
Педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;
Привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;
Вызвать желание родителей участвовать в жизни МДОУ.
Формы работы с родителями:
Анкетирование;
Тематические консультации
Нетрадиционные формы родительских собраний;
Выставки;
Индивидуальные беседы;
Наглядно – информационные
Задачи.
Седьмой год жизни. Подготовительная группа.
1. Познакомить детей с различными видами театра: драматический, оперный, балет, кукольный театр (театр марионеток, пальчиковый, перчаточный, театр би-ба-бо, плоскостной театр, театр игрушек)
2. Учить детей совместно с родителями находить информацию о театре в книгах, журналах, интернете. Полученной информацией делиться с товарищами по группе, воплощать полученные знания в творческих работах (рисунках, лепке, аппликации).
3. Формировать устойчивый интерес к русскому народному творчеству и авторской сказке. Пополнять и акцентировать словарь детей. Закреплять умения детей определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей сказки. Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Формировать монологическую речь и умение вести диалог. Подводить детей к созданию выразительного образа, используя интонацию, мимику, пантомиму (жесты, позы, походку).
4. Формировать и закреплять знания о правилах манипуляции куклами. Развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и упражнения.
5. Воспитывать бережное отношение к куклам, костюмам, декорациям, уважение к труду других людей
6. Главная задача формирование творческой личности ребенка средствами т. д.
Чей опыт предполагается изучить по данной теме
Авторская программа Сорокина Н.Ф., Миланович Л. Г. «Театр-творчество-дети».
Когда и где планируется выступать с сообщением о собственном педагогическом опыте
. Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
• Творческий отчет.
• Проведение мероприятий, развлечений.
• Наглядно-иллюстративный материал.
• Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании. «Книга сказок»